Вопрос ✔ Решено ИП со статусом малого бизнеса (1%): как устроено, кому подходит, где подвох 👁 19872 · ответов 6
Все вокруг говорят «открой ИП, будешь платить 1%». Звучит слишком хорошо.
Объясните, пожалуйста, по-человечески: как это работает, сколько реально платить, что надо делать каждый месяц и в чём подвох? Я не бухгалтер совсем ))
Объясню по порядку. Данные на дату сообщения, ставки и лимиты проверяйте на rs.ge — они меняются.
Что это такое
В Грузии для индивидуальных предпринимателей есть льготные налоговые статусы:
- Микробизнес — освобождение от налога на предпринимательский доход при обороте до 30 000 лари в год.
- Малый бизнес — 1% с оборота при обороте до 500 000 лари в год.
Второй — тот самый популярный.
Ключевое, что все понимают неправильно
Налог считается С ОБОРОТА, а не с прибыли. Расходы из базы не вычитаются. Совсем.
Пример: пришло 10 000 лари, вы потратили 7 000 на подрядчиков и аренду. Налог — 100 лари (1% от 10 000), а не 30 лари.
Для услуг и фриланса, где расходов почти нет, это прекрасно. Для торговли, где маржа 10%, это может быть хуже общего режима. Считайте под себя.
Что при превышении лимита
- Оборот превысил 500 000 за год → ставка на превышение 3%.
- Превышение два года подряд → статус малого бизнеса снимается с 1 января третьего года, дальше общий режим, подоходный 20%.
Порядок действий
- Зарегистрировать ИП. Это делается в Доме юстиции, быстро.
- Отдельно подать заявление на статус малого бизнеса. Вот здесь главная ошибка новичков: статус не присваивается автоматически при регистрации ИП. Нужно заявление в налоговую. Люди регистрируют ИП, работают полгода, а потом узнают, что всё это время были на общем режиме под 20%.
- Открыть счёт (см. отдельную тему, там всё непросто).
- Сдавать декларацию ежемесячно. Даже нулевую. Даже если не заработали ничего.
- Платить налог по декларации.
Подвохи, по частоте
- Забыли подать на статус. См. выше. Самая дорогая ошибка.
- Не сдают нулевые декларации. «Я же ничего не заработал». Штраф.